«Конструкции и форма»

Указанные виды техники

Но связь эта чаще всего опосредованная. Так, автомобиль возник и совершенствовался независимо от архитектуры (насколько могут быть независимы явления, существующие в обществе). Однако автомобиль и другие виды транспорта косвенно воздействуют на архитектуру. К примеру, высота зданий композиционно увязывается с шириной проезжей части улиц и магистралей, увеличивающейся по мере нарастания интенсивности движения автомобильного транспорта, в то же время состояние дорог, размеры мостов влияют на габариты и конструкцию транспортных средств.

Указанные виды техники могут выступать и как средства решения градостроительных насущных задач, а магистрали, развязки, транспортные узлы, подземные переходы и т. п. входить в систему города, оказывая влияние на его структуру.

Электронно-вычислительная техника также создавалась независимо от архитектуры, однако архитектурные решения будут в той или иной степени согласовываться с ее использованием в проектном деле. В свою очередь совершенствование ЭВМ, применяемых в архитектурном проектировании, связано с вводом в них все более сложных программ, в составлении которых важнейшую роль должны играть архитекторы.

Техника может приобретать социальное звучание, социальную окраску, что лишний раз говорит о необходимости избегать резкого, недиалектичного противопоставления техники социальному прогрессу, социальному содержанию архитектуры.

Возьмем, например, массовость общественных мероприятий. Их проведение может тормозиться из-за отсутствия соответствующей организации пространства, обеспечиваемого, в том числе и специальными большепролетными конструкциями. Поэтому не случайно большепролетность ассоциируется с «массовостью».