«Конструкции и форма»

Эпоха научно-технической революции

Этот прием начал использоваться уже давно: например, в здании Электротехнического института, ныне лабораторном корпусе Московского энергетического института (Г. Г. Карлсен, А. В. Кузнецов, В. и Г. Мовчаны, Л. Мейльман, И. С. Николаев, А. Фисенко, 1929 г.); медицинские лаборатории университета в Филадельфии (Л. Кан, 1961 г.); здание факультета искусств Йельского университета (П. Рудольф, 1964 г.); административное здание «Джорнал Сидзуока» в Токио (К. Танге, 1968 г.) и др.

Что же касается влияния техники на архитектуру как искусство, то оно носит весьма опосредованный характер. Об этом свидетельствует, в частности, несовпадение периодов расцвета искусства и техники.

К. Маркс писал: «Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации. Например, греки в сравнении с современными народами или также Шекспир».

Искусство Древней Греции, включая архитектуру, не перестает «обладать для нас вечной прелестью», хотя современное нам общество, его наука и техника находятся на несравнимо более высоком уровне развития. Однако это не значит, что греческое искусство противоречило той неразвитой общественной ступени, «... на которой оно выросло. Наоборот, оно является ее результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые общественные условия, при которых оно возникло и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова».