«Конструкции и форма»

Атрибуты техники

Даже далекие от архитектуры, внешние по отношению к ней атрибуты техники органически включаются в композицию зданий и сооружений, придавая им современное звучание (хотя и это может превращаться при отсутствии меры в формализм наизнанку). Так, в 20-х годах, когда в жизнь начали интенсивно входить радио, электричество и т. д., в конкурсных проектах Дворца труда и конторы газеты «Ленинградская правда» (архитекторы — братья Веснины) радиоантенны, элементы машин и другие атрибуты способствовали созданию нового образа, отражающего с прогрессивных социальных позиций достижения научно-технического прогресса.

Новая техника исподволь меняет характер архитектурных форм, которые на первых порах зачастую воспринимаются как противоречивые и лишь со временем начинают осознаваться как гармоничные. Например, в архитектуре «модерна» благодаря применению металлических и железобетонных оконных перемычек наряду со старыми формами появились широкие оконные проемы и ленточное остекление, что сообщило жилым и общественным зданиям черты, уводящие от привычных традиционных форм. Именно об этом говорит А. В. Щусев, характеризуя дом И. В. Жолтовского на бывшей Моховой улице (ныне площадь 50-летия Октября), выполненный в классических, близких к палладианским формах. В нем, по словам А. В. Щусева, принята новая система конструкций, отвечающая своему времени и не требующая дефицитных материалов, большие же стеклянные поверхности делают дом современным.

В архитектуре взаимосвязи материально-технического и идейно-художественного начал проявляются в особой форме. Так, архитектурный образ может выражать не только общие идеи, но и материально-техническую структуру здания (и, конечно, его функциональное назначение).