«Конструкции и форма»

Законы живой природы

Правда, законы живой природы интуитивно использовались с тех пор, как человек начал строить. В условиях же научно-технической революции их применение поднялось на новый научный и технический уровень.

Архитектурная бионика позволяет обогатить арсенал законов формообразования на уровне как формально-эстетических, так и сущностных принципов. Например, используемые в архитектуре закономерности тектоники, симметрии — асимметрии, пропорций, ритма и т. п. объективно существуют в живой природе, где они отражают «организованность», «целесообразность», «гармоничность» процессов развития природы. Их основа в живой природе и в архитектуре по сути дела одна — материальная жизнь, развивающаяся в пространстве и времени, подчиняющаяся законам гравитации, определенных ритмов («конструкции», «материал», «стандарт» живой природы) и т. д. Конечно, социальные процессы в архитектуре не адекватны биологическим процессам живой природы. Поэтому в архитектурной бионике разрабатывается система возможных связей между архитектурой и живой природой, механизмы перехода от одной системы к другой. Изучение законов гармонии живой природы должно дать богатый материал для формообразования в архитектуре.

Рассмотрение собственно архитектурных проблем в соотношении с социальными, экономическими и техническими, а также с искусством в условиях НТР в итоге переводится на уровень соотношения архитектуры и человека как «самоцели» общественного развития, как центра, в котором «пересекаются «силовые» линии развития науки, техники, культуры и всей мировой истории».