«Конструкции и форма»

Произведения архитектуры

Однако это не означает, что исчезает или хотя бы уменьшается способность человека к эстетическим переживаниям. Но современный человек, думается, просто нуждается в научно обусловленной и технически рациональной архитектуре (не противоречащей, естественно, и социальным потребностям). Там, например, где нет необходимости по техническим и композиционным соображениям утяжелять конструкции, их перегруженность вызывает отрицательные эмоции, в то время как легкость конструкций, большая высотность и большепролетность сооружений вызывают восхищение.

Однако несомненно, что в наше время соотношение рационального и эмоционального значительно обостряется. Дело в том, что техника развивается быстрее, чем меняется человеческая психология. В связи с этим возникает немаловажная проблема адаптации

Человека к новым эстетическим ценностям, в том числе в архитектуре.
Техника непрерывно совершенствуется, подчиняясь закону ускоренного старения и обновления. Крупные же произведения архитектуры и найденные интересные архитектурно-художественные формы остаются как незыблемые художественные ценности, как идеалы красоты. Однако более гибкая психологическая адаптация человека к новым эстетическим ценностям в эпоху НТР постепенно проникает и в среду архитекторов. Наряду с безусловно положительными это имеет и некоторые отрицательные последствия, что сказывается, например, на недостаточно бережном подчас отношении к архитектурным памятникам в процессе реконструкции исторически сложившихся городов. Поэтому архитекторы должны умело сочетать в своей деятельности тенденцию к динамике эстетических норм с сохранением художественных идеалов нашей архитектуры и их развитием на основе принципов социалистического общества.