«Конструкции и форма»

Трудовой народ

Разумеется, это не означает, что в капиталистических странах все инженеры и архитекторы подвержены влиянию буржуазной идеологии техницизма. Многих прогрессивных архитекторов — таких всемирно известных мастеров (некоторые из них, кстати, в свое время работали в Советском Союзе), как Ле Корбюзье, А. Аалто, Э. Май, Г. Майер, В. Гропиус, А. Люрса, О. Нимейер, Ф. Л. Райт, К. Танге и др., — можно отнести к сторонникам гуманной архитектуры, стремящимся использовать достижения научно-технической революции в интересах народа. Но капиталистические рамки сужают возможности творчества прогрессивных архитекторов. Так, известный американский архитектор Ф. Л. Райт писал в своем последнем теоретическом труде «Завещание»: «Посредством машины осуществляется разнузданное отрицание человечности, которое поощряется бессилием художников и архитекторов, пренебрегающих своими возможностями и обязанностями. Это обрекает нас на духовное бессилие». О «смятении и хаосе» говорил В. Гропиус. Ле Корбюзье признавался, что он «пребывает в смятении», убедившись, что в «хаосе машинной цивилизации», в «узком кругу денежных интересов, в мире пагубном, жестоком, бесчеловечном и диком» политические и руководящие деятели общества, в чьих руках власть и средства, безразличны к вопросам архитектуры.

Основная масса материально плохо обеспеченного трудового народа в капиталистическом мире не имеет возможности пользоваться благами научно-технического прогресса, который не сокращает количества трущоб и не приводит к исчезновению бидонвилей, окружающих многие капиталистические города. В результате возникает лихорадочная кардиограмма развития архитектуры капиталистического общества в условиях научно-технического прогресса, отражающая его неустранимые в рамках капитализма противоречия.