«Конструкции и форма»

Послевоенные годы

Большое значение при этом приобрела организационная сторона дела. Возвращаясь несколько назад, нужно сказать, что мы не склонны отбрасывать «период излишеств» как мало что давший в смысле развития строительной техники и отсутствия интереса к ней и к ее многогранным возможностям. Это было бы неправильно. Во втором разделе настоящей книги подробно будет освещено развитие строительной техники на конкретных архитектурных примерах. Обратим здесь лишь внимание на то, что именно в этот период создавались новые типы сборных конструкций зданий (крупноблочное строительство), для массового строительства разрабатывались новые методы организации строительных работ, например поточный метод строительства (корпуса «А» и «Б», построенные перед Великой Отечественной войной на ул. Горького). В этот период создавался метрополитен — уникальное в социальном и техническом отношении явление в мировой архитектуре и др.

Послевоенные годы — время подготовки к развертыванию в большом масштабе крупнопанельного строительства и т. д.

Нельзя также сказать, что наши ведущие зодчие того времени не проявляли интереса к проблеме взаимосвязи конструкций и архитектурной формы: в их публикациях можно встретить много интересных и полезных мыслей по этому вопросу. Дело было не в недооценке техники в архитектуре, а в переоценке формально-композиционных средств, что снизило значимость проблемы техники в архитектуре.

Развитие индустриальной техники в строительстве, научно-техническая революция и подчеркнутое ею социальное значение техники заставили архитекторов посмотреть на технику под другим углом зрения, отнестись к ней как к весьма важному фактору, в котором заложены все возможности решения социальных проблем архитектуры, а во многом и ее художественных вопросов.

В конце 50—начале 60-х годов особенно акцентировалась (и это понятно в обстановке бурного роста городов и возникшего в связи с этим острого недостатка в обеспечении жильем и зданиями культурно-бытового обслуживания) утилитарная и экономическая роль техники и конструкций (не игнорирующая и эстетических возможностей техники).