«Конструкции и форма»

Понятие «техницизм»

Вводя понятие «техницизм», П. Энгельмейер говорил не о процессе применения техники, не о факте машинизации человеческого труда, а о создании новой техники на уровне ее проектирования и конструирования в процессе творческой деятельности. В этой связи он устанавливает, анализирует различные проявления новаторства, возникающие на всех этапах творческого процесса применительно к технике, подчеркивая при этом общую природу, неразрывность, целостность всех аспектов творчества: художественного, научного, технического.

До сих пор мы говорили о взаимосвязи художественного, технического и научного аспектов творчества (по Б. Николаеву и П. Эгтгельмейеру) только применительно архитектурному формообразованию. Но если рассматриваемое положение об общей природе творчества в основе своей объективно верно, то оно должно проявляться и в собственно техническом (по своим результатам), и в художественном творчестве. Так, выявление всех перечисленных выше аспектов творческой деятельности непосредственно в художественном творчестве — в живописи, например, — делает закономерным и естественным значительное влияние ее на теорию процесса формообразования в архитектуре.

С другой стороны, проявление научных и художественных аспектов в собственно техническом творчестве, и в частности в машиностроении, позволяет вскрыть реальные предпосылки влияния последнего на теорию архитектурного формообразования.

В отечественной теории архитектурного конструирования в качестве аналитической модели формотворчества рассматривался не процесс работы готовой машины как таковой, а творческий акт ее создания — формообразование в машиностроении.