«Конструкции и форма»

Теоретического осмысления проблемы

Таким образом, обсуждение проблемы переводилось на уровень творческой деятельности, на котором метод аналогий является, как известно, наиболее плодотворным.

Именно интерес к творческому акту создания новой техники в целом и машины в частности при изначально декларируемой и естественно воспринимаемой общности принципов формотворческой деятельности в технике и в архитектуре предопределил методологическую направленность теоретического осмысления проблемы взаимосвязи конструкции и архитектурной формы.

При этом соотношение и возможные аналогии между приемами формообразования в архитектуре и машиностроении всегда рассматривались только теоретически и служили общей предпосылкой, аналитической «базой», питающей творческий процесс архитектора. М. Гинзбург писал в этой связи: анализ машины... имеет свой смысл лишь как средство выяснения тех сторон современности, которые могут быть... полезными... в деле прогноза современной формы».

Говоря об аналогиях в архитектуре и машиностроении, необходимо также иметь в виду, что формообразование в последнем — не раз и навсегда сформулированное понятие, а сложный, динамический, быстро эволюционирующий процесс. - Теоретики архитектуры в свое время хорошо осознавали это обстоятельство и следовали ему, чуть ли не синхронно переводя вновь появляющиеся завоевания машиноведения на предметный уровень архитектурной теории.

К началу 20-х годов отечественная теория машин и механизмов перешла в принципиально новое качество. «Характерной особенностью первых советских учебников по теории механизмов и машин является повышенный интерес к структурному анализу механизмов в связи с поисками новых методов решения задач кинематики.