«Конструкции и форма»

Пространственные механизмы

Начинают входить в поле зрения и пространственные механизмы, что обусловлено требованиями практического машиностроения».

Реальные успехи новой теории машин и механизмов, связаны в этот период с именем русского советского ученого Н. И. Мерцалова.

Важным обстоятельством для развития научных основ архитектурного конструирования стало то, что разработка Н. Мерцаловым проблемы пространственного движения в отечественной теории машиностроения — исследование «пространственных механизмов» — «накладывалась» по времени на собственно теоретическое осмысление аналогичной проблемы на предметном уровне архитектурного формообразования.

Системное в основе своей построение Н. Мерцаловым теории машин и механизмов оказалось принципиально возможным благодаря тому, что он сделал рассмотрение проблемы «пространственного движения» центральным, всеобъемлющим понятием, обеспечивающим целостное описание взаимосвязи, взаимодействия элементов формы. Выражение работы механизмов через движение позволяет в любой момент определить состояние системы, получить ее характеристики. Эта особенность приема, положенного в основу кинематики механизмов, как нельзя лучше подходила и для описания архитектурной формы.

Книга М. Я. Гинзбурга «Ритм в архитектуре» (1922 г.) представляет собой в этой связи как бы вводный раздел в теорию архитектурного конструирования (по аналогии с «Кинематикой механизмов» Н. Мерцалова), так как играет по существу ту же роль, что и кинематическая геометрия по отношению к собственно теории машин и механизмов.