«Конструкции и форма»

Изучение эволюции ритмических задач

В отличие от других видов искусств ритмические закономерности в архитектуре, подчеркивал М. Гинзбург, коренятся «в изменении экономических, социальных основ общества», и существует «причинная зависимость между реальными жизненными факторами и системой художественного мышления».

Но, кроме этого, также важно и то, что М, Гинзбург обратился к собственно теоретическому описанию содержания ритма, переводя метод аналогий из интуитивно-ассоциативного в строго научный.

Таким образом, возникает аналитическая пара понятий: ритм — движение. Благодаря этому становится правомочным анализ того, какие закономерности движения, изученные пространственной кинематикой, могут быть осмыслены эстетически и тем самым корректно перенесены на предметный уровень архитектурного формообразования.

С другой стороны, М. Гинзбургу необходимо было показать, что традиционно существующие художественно-эстетические характеристики архитектурной формы: целостность, законченность, монументальность, символика и т. д. — принципиально могут быть описаны в терминах кинематики. Объединение этих понятий через ритм — движение в единую систему — одна из интересных возможностей анализа и синтеза элементов архитектурной формы.

«Изучение эволюции ритмических задач, — пишет в этой связи М. Гинзбург, — естественно, приводит нас к своеобразной проблеме преодоления ритма, разрешающей драматическую коллизию вертикальных и горизонтальных сил в известном статическом спокойствии».