«Конструкции и форма»

Зрелая архитектурная форма

В то же время это не означает, что монументальность, целостность архитектурной формы имеют статическую природу. Гинзбург развивает систему доказательств этого положения, сравнивая работу современной машины с приемами формообразования в архитектуре готики, барокко и т. д.

Преодоление движения движением и восприятие статики как особого состояния движения (именно в это время в теории механизмов появляется и успешно разрабатывается понятие кинетостатики) — это не только, например, «мертвые точки», которые проходит поршень, обеспечивая работу двигателя, но это и целый ряд примеров из собственно художественного творчества, начиная с известной скульптуры Мирона «Дискобол».

Создание динамически напряженных, обладающих «внутренним смыслом» композиций—одна из основных характеристик содержательной, эстетически зрелой архитектурной формы в теории взаимосвязи конструкции и формы.

Наряду с этим М. Гинзбург, так же как в свое время Б. Николаев, приходит к выводу, что строго геометрическое описание формы, изолированное от материала, недостаточно для ее целостного, системного рассмотрения: «Гармония должна стать не мертвой схемой, выполняемой из любого материала, а созвучным сочетанием частей данного материала».

Таким образом, Гинзбург также приходит к необходимости осмысления природы конструкции: «Основная проблема зодчества, — пишет он, — ограничение пространства материальными формами — требует создания элементов, работающих конструктивно».