«Конструкции и форма»

Ритм в архитектуре

В РАХН понятие «конструкция» становится предметом специального изучения. В том же 1922 г., когда вышли в свет «Ритм в архитектуре» М. Я. Гинзбурга и «Конструктивизм» А. М. Гана, в Академии было запланировано обсуждение более десяти докладов, рассматривающих содержание понятия конструкции в различных науках и искусствах. Среди них доклады: А. А. Михайлова «Законы конструкции Вселенной»; П. В. Кузнецова «Конструкция в изобразительном искусстве»; Н. Ф. Тиана «О конструкции в искусстве танца»; И. Н. Лопатина «О конструкции в науке»; Н. Г. Александрова «О конструкции в искусстве танца»; А. Н. Северцева «О конструкции в живой природе»; А. А. Сидорова «О терминах «конструкция» и «композиция» и др.

Всестороннее рассмотрение ключевых проблем теории искусства, одной из которых, если вообще не самой главной в этот период, и явилось понятие конструкции, характерно для научной деятельности РАХН. Установка на системность стала ведущей и общепринятой. В программе архитектурной секции Академии это подчеркивается особо; основная цель секции — «всестороннее изучение вопросов архитектуроведения как системы наук об архитектуре».

Обратим внимание на то, что в работе Академии в рассматриваемый период принимали участие проф. Вульф, специалист по кристаллографии (и это означает, что указанная выше систематика Е. Федорова была в Академии хорошо известна), проф. Успенский, физик, и др.

Доклад Успенского «О роли позитивных наук при изучении общих путей художественного творчества» был заслушан в РАХН одним из первых. Успенский в своем докладе развивает основные положения теории творчества П. Энгельмейера.