«Конструкции и форма»

Мнение «синтетической» группы

Подчеркнув необходимость общения между наукой и искусством, он показывает, что у науки и искусства «общие основы творчества, где главной является интуиция». Больше того, «наука и техника не убивают искусство, они оплодотворяют его». Ряд проблем, сходных, по мнению Успенского, стоит как перед искусством, так и перед наукой, и многим из них наука дает точное, строгое определение. Так, например, «стройные системы знаний созданы математикой и механикой о пространстве и времени. Основы этих знаний могут быть нужны и художнику. Художник же, со своей стороны, должен внести свой вклад при выработке основных понятий о пространстве и времени» и т. д. Выражая в этой связи мнение «синтетической» группы ИНХУКа, которую он представлял, Успенский нашел полное понимание и поддержку своей трактовки изучения проблем творчества и в Академии.

В частности, Габричевский, выступая в прениях по этому докладу, подчеркивал плодотворность такого встречного подхода к изучению проблемы творчества: от науки к искусству и от искусства к науке.

Целостное рассмотрение научных, технических и художественных аспектов формообразования явилось основной методологической предпосылкой теоретических исследований в Академии на несколько последующих лет.

В 1925 г., выступая с докладом «Пути современной архитектуры», М. Гинзбург подытоживает по существу весь результат научной деятельности РАХН и призывает к «использованию действительных завоеваний прошлого, которые выражаются в изучении не архитектурных форм, а композиционных методов».