«Конструкции и форма»

Техника и искусство

Здесь нет возможности останавливаться на анализе всех аспектов изучения эволюции понятия тектоники в русле теории взаимосвязи конструкции и формы, Укажем только на концепцию тектоники А.. В. Кузнецова, так как именно в его руках находились теоретические нити, связывающие между собой инженерное и архитектурное формообразование, и от содержания концепции А. Кузнецова во многом зависела научно-теоретическая деятельность Кабинета строительной техники Академии архитектуры.

А. Кузнецов рассматривал технику и искусство в гармоническом единстве, обеспечивающем реальные предпосылки для архитектурного творчества, а не как два самостоятельных, раздельно существующих проявления материальной и художественной культуры, которые так или иначе, но, как правило, достаточно механистично соединялись между собой в результате совместной деятельности инженера и архитектора. Он утверждал, что конструирование — пространственная организация материала — составляет морфологический аспект собственно архитектурной деятельности, и вследствие этого конструкция рассматривалась им как активное средство художественного формообразования, а не как конечный результат инженерного творчества, впоследствии, так или иначе «приспосабливаемый» к архитектурно-художественным задачам. Отсюда и собственно системное определение тектоники, к которому приходит Кузнецов и которое развивает принципиальные положения теории взаимосвязи конструкции и формы в архитектуре. «Тектоника, — писал он, — есть структура сооружения, определяющая расположение и взаимосвязь отдельных частей, и их соподчинение целому».