«Конструкции и форма»

Тектоника и художественно-эстетическая форма

Тектонику же, с нашей точки зрения, следует воспринимать, с одной стороны, как очень широкое явление, имеющее объективное происхождение (живая природа, геологические срезы и т. д.), с другой стороны, — как общее понятие, характеризующее выразительность механической работы конструктивных форм, Но не обязательно их целенаправленное эстетическое освоение.

Тектоника и художественно-эстетическая форма ее проявления в архитектуре — тектоничность — необходимые элементы архитектурно-художественной формы. Высокохудожественное произведение архитектуры не может быть нетектоничным, т. е. выглядеть конструктивно ненадежным, расслабленным, вялым или тяжеловесным тогда, когда оно должно быть легким, и легким — когда в нем заложена идея мощи, монументальности.

Понятие тектоничности непосредственно связывается с взаимодействием механических сил и конструктивной формы, а эстетическое освоение этого взаимодействия превращается в архитектуре в определенные композиционные характеристики и композиционные средства. Поэтому расширение этого понятия на всю архитектурную форму в архитектуре, по-видимому, было бы неправомерно, так как архитектура как искусство имеет своей целью выражать не только работу материала, из которого она сделана, но в первую очередь — пространственную организацию социальных процессов. Таким образом, эстетическое освоение конструкций в архитектуре должно связываться с другими факторами, в том числе функционально-пространственными и изобразительно-выразительными. В итоге конструкции и материал превращаются как бы в матрицу, обрабатываемую «резцом» архитектора.
Самая детальная информация Sharp SJ-FP97VBK здесь.