«Конструкции и форма»

Сборное индустриальное домостроение

Сборное индустриальное домостроение еще не нашло адекватного современным требованиям выражения тектоничности используемых в нем конструкций. Правда, они пока представляют собой лишь разновидность системы, идущей от стены, стойки и балки. Вероятно поэтому их тектоника так однообразна. Перспективные поиски новых, многоярусных структур, освоение метода подъема этажей, расширяющееся применение железобетона — все это позволит на новом уровне решать проблемы тектоники в массовом строительстве, о чем свидетельствуют, например, работы Моспроекта и МНИИТЭПа, ереванских архитекторов, ЛенЗНИИЭПа и др.

Кроме тектонизации конструкций последние могут быть подчеркнуто выражены, т. е. эстетически осмыслены, в системе других элементов архитектурной формы (заметим: если конструкция только видна, то это не означает, что она уже выражена). В этом случае вступают в силу не только законы тектонизации, но и общие принципы композиции и средства гармонизации: масштабность, пропорции, ритм, цвет и т. д. Такая эстетическая интерпретация конструкций обычно связана с выявлением несущих конструкций зданий в дифференцированных конструктивных системах типа фахверковых и каркасных, когда имеет место четкое разделение конструкций на несущие и ограждающие.

Примерами такого эстетического осмысленного выражения несущих элементов зданий типа каркасных в советской архитектуре служит ряд конкурсных проектов братьев Весниных начала 20-х годов (Дворец труда, дом акционерного общества «Аркос» в Москве; контора газеты «Ленинградская правда»). Очень выразителен в этом смысле так называемый небоскреб Кринского — проект жилого дома, предложенный проф. В. Ф. Кринским в 1923 г. Застекленная система каркаса в этих зданиях формировала как бы их кристаллическую, объемно-пространственную композицию.