«Конструкции и форма»

Игра каркасными объемами

Игра каркасными объемами особенно ярко осмыслена в работе студии Ладовского «Небоскреб для Москвы», 1923 г. Этот проект предвосхитил современный ступенчатый небоскреб «Сирс-Тауер», построенный в Чикаго в начале 70-х годов. Иногда посредством каркаса, напротив, выявляется не только плоскость, а трехмерность стены — Советский павильон в Париже, 1925 г.

Во всех этих случаях (идущих от раннего конструктивизма) каркас представляется скорее в виде абстрактно-геометрической, а не тектонической системы. Поэтому он кажется очень легким и почти ненесущим.

Если же взять проект Дворца Советов К. С. Мельникова (1932 г.), то здесь выявлены гигантские, одновременно выполняющие функциональную задачу, открытые несущие, пространственно отделенные друг от друга столбы и «ребра» зрительного зала и трибун.

В связи с выявлением на фасадах здания каркасных конструкций вспоминается часто встречающаяся, но не совсем закономерная постановка вопроса: нужно выделять на фасадах зданий конструкции или нет? На такой вопрос в общем виде ответить трудно, его решение конкретно. Однако при его решении, как нам думается, следует исходить не только из необходимости увязки конструкций с другими элементами архитектурной формы, но и из самого имманентно присущего архитектуре закона формирования: соотношения внутреннего и внешнего пространства.