«Конструкции и форма»

Кубическо-пространственная система

Именно это явление наиболее характерно для советского конструктивизма, хотя он, как известно, достаточно дифференцирован и неоднороден и развивался от кубическо-пространственной системы — Государственный областной драматический театр им. М. Горького в Ростове-на-Дону, здание редакции и типографии газеты «Известия» в Москве — до структурно усложненных систем — Дворец культуры в Харькове, Дворец культуры Кировского района в Ленинграде и особенно Дворец культуры автозавода им. И. Лихачева в Москве. Во втором случае на формы зданий особенно повлияло их функциональное назначение.

Что же касается тектонической выразительности кубических или структурных пространственных систем, то она обычно проявляется не в целом, а в элементах, и особенно в тех случаях, когда эти системы комбинируются со стоечно-блочными и тому подобными конструкциями, например, жилой дом на Новинском бульваре (ныне ул. Чайковского) в Москве, архитекторы М. Гинзбург, Ф. Милинис, 1930 г., или в композиции высотного дома, спроектированного студентом А. Сильченко в студии В. Ф. Кринского, в которой кубические элементы здания подвешены на тросах к центральному несущему остову. Кстати, это, по-видимому, самое раннее предложение такого типа конструкции, получившей широкое распространение в наше время за рубежом. Навесные ненесущие элементы, кажется, выпадают из поля тектонизации, но они, при определенном их эстетическом осмыслении, могут подчеркнуть тектонику несущего их элемента — каркаса.