«Конструкции и форма»

Прогрессивные конструкции

Прогрессивные конструкции были живописными в проектах, а в натуре конструктивизм делался в основном из оштукатуренного кирпича, дерева и стекла при экономном использовании металла, которого не хватало в стране. Фактически не применялся и монолитный, и, конечно, сборный железобетон, а также пространственные конструкции (кроме построенной в 1922 г. в Москве Шуховской радиобашни). Тем не менее в конструктивизме символизировались черты новой конструктивной техники, например имитация железобетонной стены. Происходило это, думается, по следующим причинам.

Во-первых, техника, в ее новом смысле, ассоциировалась с промышленной революцией XIX—XX вв. и с ростом нового передового класса — пролетариата. В этом смысле техника воплощала в себе классовые, пролетарские черты, она была в руках пролетариата и непосредственно связывалась с трудовым народом и символизировала трудовой народ.

Во-вторых, передовые архитекторы и художники после Великой Октябрьской социалистической революции искали пути противопоставления советской архитектуры эклектике, и в первую очередь неоклассическому направлению, заявившему о себе в России в 1910-х годах.

В-третьих, наследие предыдущего периода (XIX —начало XX в.) в виде эстетически осваиваемых инженерных сооружений и главным образом в архитектуре «модерн» открыли эстетические возможности техники.

В-четвертых, была принята идея, что без техники нельзя сделать архитектуру массовой, нельзя выполнить программу широкого строительства жилища для рабочих, поэтому необходимо технику пропагандировать и развивать.