«Конструкции и форма»

Влияние на становление конструктивизма

И, наконец, предыдущие теоретические исследования в области формообразования и эстетики техники, а также постановка проблемы сочетания целесообразности и красоты в связи с развитием биологических знаний (Г. Земпер, У. Моррис, Н. Красовский, А. В. Кузнецов, Б. Николаев и др.) создали основу и для формирования теоретического кредо конструктивизма.

Большое влияние на становление конструктивизма оказали поиски эстетического освоения технических форм «левыми» художниками (В. Татлин, В. и Г. Стенберги, Н. Габо, А. Родченко, О. Брик, А. Ган и др.). Таким образом, конструктивизм в советской архитектуре рождался из многих источников, был закономерным явлением, и поэтому его рождение нельзя отнести к «выдумке» одного или нескольких архитекторов, хотя нельзя принижать при этом и важную роль тех, кто сформулировал его кредо, — братьев Весниных и М. Я. Гинзбурга. Вышесказанное, естественно, не дает основания утверждать, что конструктивизм родился из техники (и тем более из технических теорий предшествующего периода). Советский конструктивизм — это прежде всего глубоко социальное явление, в котором нашли свое воплощение прогрессивные устремления советских архитекторов в их поисках решения социальных проблем в новой, социалистической архитектуре.

Уже на первых этапах развития советской архитектуры конструкции служили материальным носителем идей революционного преобразования, пафоса освобожденного труда, прогресса, гуманизма. Когда в 1919 г. художник В. Татлин создал проект памятника III Интернационалу, он заложил в основу его образного решения спиралевидную форму конструкции как знак диалектического развития, как символ движения победившего пролетариата к коммунизму, как идею объединения на этой основе народов всего мира.