«Конструкции и форма»

Идея труда и социальной значимости

Идея труда и социальной значимости достижений техники нашла свое выражение и в таких произведениях советской архитектуры, как павильон «Известия ВЦИК» па Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве (архитектор Б. Гладков, скульптор В. Мухина, художник А. Экстер, 1923 г.), клуб им. Русакова в Москве (архитектор К. С. Мельников, 1928 г.), Волжская ГЭС им. XXII съезда КПСС и др.

С точки зрения использования эстетических свойств конструкций в решении архитектурного образа интересны и такие современные сооружения, как Музей боевой комсомольской славы им. А. Матросова в Великих Луках или Дворец имени В. И. Ленина в Алма-Ате. В первом произведении выступающий на поверхности стены строгий ряд ригелей, ассоциирующихся с железобетонными заграждениями или обнаженной конструкцией блиндажа, образно передает героизм советского народа в Великой Отечественной войне. Что же касается Дворца имени В. И. Ленина, то одна лишь конструктивная деталь — мощный козырек над входом — лаконично воспроизводит образ национального шатра с открытым пологом.

Одним из важнейших результатов научно-технического прогресса в архитектуре является значительно большая свобода поисков архитектурных форм, чем в традиционной архитектуре. Такого диапазона конструктивных решений и средств архитекторы еще никогда не имели. Поэтому в наше время архитекторы с гораздо большим успехом, чем в прошедшие эпохи, могут обеспечивать разнообразные функции современного общества. В то же время такой полиморфизм смешал устоявшиеся нормы оценки объектов архитектуры, что усложнило поиски новой основы гармонизации архитектурных форм.