«Конструкции и форма»

Московский метрополитен

В ряде производств там, где это позволяла технология, переходили на безбалочные покрытия, опалубка которых была менее трудоемкой, чем для ребристых перекрытий. Затраты на опалубку снизились, когда была установлена унифицированная сетка колонн и применена инвентарная сборно-разборная щитовая опалубка.

В годы первой пятилетки в промышленном строительстве началось применение сборных железобетонных конструкций. Вначале сборный железобетон появился в смешанных конструкциях, состоявших из железобетонных колонн, деревянных или стальных ферм. В отдельных случаях фермы были железобетонными, как, например, раскосные фермы депо Московского метрополитена, построенного в 1936 г., или арки с затяжками Свирской ГЭС.

В середине 20-х годов проф. А. Ф. Лолейт высказал идеи, порывающие с так называемой классической методикой расчета железобетона на основе допускаемых напряжений и предложил метод расчета по разрушающим нагрузкам. На 2-й Всесоюзной конференции по железобетону в 1932 г. эта методика А. Лолейта была отвергнута, а признание она получила уже после его смерти (в 1933 г.). И только лишь в 1938 г. вышли в свет «Нормы и технические условия» проектирования железобетонных сооружений, основанные на методе расчета по разрушающим нагрузкам.

В марте 1933 г. в Москве для всестороннего обсуждения плюсов и минусов применения сборного железобетона был организован «Технический суд над сборным железобетоном», и решение было вынесено в пользу его развития.