«Конструкции и форма»

Применение свода-оболочки

В данном случае применение свода-оболочки благодаря отсутствию затяжек и круговому очертанию свода с внутренней гладкой поверхностью представляло наиболее эффективное решение, удовлетворяющее технологическим требованиям, согласно которым любая точка конструкции должна была находиться от печи на значительном расстоянии — 11 м, а устройство в этом случае балочных ферм или арок с затяжкой потребовало бы возведения очень высоких стен, что привело бы к дополнительным экономическим затратам.

Общие недостатки этих, как, впрочем, практически всех тонкостенных сводов-оболочек, — необходимость закрепления нижнего бортового элемента в горизонтальном направлении и возможность возведения свода только на постоянных лесах, что сильно снижает экономичность покрытия. Это привело к поискам решения, свободного от подобных недостатков. Им стала конструкция ребристого свода-оболочки (П. Н. Ершов, М. Е. Каган, Г. Г. Карлсен, В. М. Коченов, А. В. Леняшин, И. А.Цыпленков). Собственно оболочка (тело свода) конструируется по тому же принципу, что и в тонкостенном своде (из двух перекрестных настилов и одного продольного, переходящего внизу в более мощный бортовой элемент — нижний растянутый пояс, а вверху — в сжатый пояс). Ребра обеспечивают жесткость нижнего бортового элемента, избавляют от необходимости его закрепления в горизонтальном направлении и одновременно служат в качестве монтажных элементов при возведении свода, что позволяет ограничиваться устройством легких эстакад, на которые опираются концы ребер, и вести работы с подвижных лесов.

Первое покрытие с ребристыми сводами-оболочками было осуществлено в 1934 г. по рабочему проекту, составленному в конторе Аэропроекта инженерами М. Д. Духовым и М. А. Туреком.