«Конструкции и форма»

Автобусный парк

Группой сотрудников Проектного института № 1 в Ленинграде в составе инженеров Г. Шагала, В. Экмана, архитектором Э. Хевелева в конце 50-х годов были предложены типовые сборные оболочки для покрытий площадей с модулями 18, 24, 30 и 36 м. Много таких оболочек было сооружено в Ленинграде и Ленинградской области. Среди них автобусный парк с 12 оболочками 18 x 18 м и цех машиностроительного завода с 24 оболочками 36 x 36 м. На Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате было возведено 40 оболочек пролетом 36 x 36 м; в Шувалове склад бумаги покрыт семью оболочками 30 x 30 м, склады в поселке Дружная Горка имели 105 оболочек 24 x 24 м, на станции Парнас — 69 оболочек 24 x 24 м. В Великих Луках корпус завода высоковольтной аппаратуры имеет 128 оболочек 18 x 24 м. Аналогичные оболочки использовались и для общественных зданий. В частности, ими были покрыты рынки в Новгороде, Кривом Роге, Новосибирске и т. д.

Другим типом сборной оболочки была экспериментальная бочарная оболочка, пролетом 100 м при ширине «волны» 15 м. Все покрытие над цехом ДСК в Автово в Ленинграде собрано из таких параллельно расположенных бочарных сводов, имевших толщину скорлупы всего лишь 7 см. Продольный профиль каждого свода представлял собой арку параболического очертания, поперечный контур очерчен по дуге окружности. Благодаря двойной кривизне оболочка, несмотря на малую толщину, обладает большой жесткостью. Аналогичными оболочками были покрыты автобусные парки № 5 и 6 в Ленинграде в начале 60-х годов.