«Конструкции и форма»

Относительная простота формы

Вследствие относительной простоты формы и очевидной возможности индустриализации изготовления и монтажа наибольшее развитие по сравнению с другими оболочками двоякой кривизны получили сферические купола.

Не всегда, однако, прогрессивные достижения строительной техники находили адекватное выражение в художественном осмыслении конструкции, а в архитектурных формах использовались формообразующие свойства пространственных и других видов конструкций. Так, например, пластическая форма купольного покрытия цирка в Киеве, осуществленного в 1959 г., никак не сказалась на архитектурно-художественной выразительности здания. Купол был закрыт сверху декоративной обстройкой, а снизу поставлен на массивные кирпичные стены с колоннадой, что создавало впечатление тяжести покрытия. На самом же деле купол Киевского цирка представлял собой тонкостенную, вписанную в сферическую поверхность сборную оболочку, которая была значительным достижением строительной техники своего времени. Диаметр купола равнялся 41,8 м. Для осуществления его была принята укрупненная разрезка — всего на пять типоразмеров, по 32 типовые панели в каждом кольце. Для упрощения изготовления сборные панели были сделаны плоскими, трапецеидальными, толщиной 4 см, с усилением в виде ребер, высотой 24 см. Приведенная толщина бетона на 1 м2 поверхности купола составила 9 см. Монтаж купола производился при помощи поставленного в центре крана и фермы-шаблона последовательной навесной сборкой кольцевых поясов от монолитного железобетонного опорного кольца к вершине.

Этим прогрессивным приемом монтажа цирк в Киеве отличался от построенного незадолго до того цирка в Минске, монолитный железобетонный купол которого возводился в лесах и стационарной опалубке.