«Конструкции и форма»

Новый облик

Если ранее, в годы освоения пространственных конструкций, выбор висячего покрытия диктовался только стремлением к более рациональному варианту и конструкция во внешнем облике здания не выявлялась, то в 70-е годы появились сооружения, в которых на основе пространственных конструкций рождаются новые композиционные решения. Так, в Хабаровске сооружается кинотеатр, в котором архитектор строит художественный образ на подчеркнутом выявлении пластики конструкции, раскрывая в элементах фасада силовой поток и равновесие сил, характер работы материалов.

Совершенно новый облик для данного типа зданий имеет построенный в начале 70-х годов двухзальный кинотеатр «Россия» в Ереване. Его композиция позволила четко выявить своеобразную скульптурную форму двух амфитеатральных залов — на 1640 и 1000 мест. Равновесие этих двух объемов выражает своеобразную пластику, присущую ваитовым конструкциям.

Умение подчинить художественной и функциональной идее конструкцию можно увидеть в оригинальном решении аэропорта в Пулкове, вступившего встрой в 1973 г. Вместе с тем принятая конструктивная система во многом определила его внешнюю форму.

Основные несущие конструкции главного операционного зала (135 x 51) образуют единую жесткую перекрестную систему, которая состоит из стальных поперечных рам (пролетом 42 м с двумя консолями по 4,5 м), продольных прогонов и кольцевых балок, окаймляющих отверстия для фонарей диаметром 16 м. Конструкция фонарей совершенно необычна. Их образуют возвышающиеся на 9,6 м над покрытием пять колонн с грибовидными оголовками. Шаг колонн — 27 м. Тяжи из полосовой стали, закрепленные на консольных оголовках колонн, несут всю центральную часть покрытия зала.