«Конструкции и форма»

Роль инженерных решений

Однако комплексность еще недостаточно учитывает специфику зарождения допроектного первичного творческого импульса и, «срабатывая» на последующих этапах работы над объектом, призвана не столько формировать, сколько обслуживать первичный замысел, по возможности полно сохраняя его целостность и первозданность в многоэтапном (многоуровневом) процессе проектирования. Проведение идеи комплексности осложняется недостаточной разработанностью приемов использования результатов инженерного творчества на допроектной стадии архитектурного формообразования.

Роль инженерных решений в равнодействующей совместного процесса формообразования в современных условиях постоянно возрастает, но оценивается она не всегда положительно. Разные аспекты общего дела, в том числе архитектурно-композиционный и конструктивно-технологический, складываются на практике в два самостоятельных круга проблем. Несводимость целевых установок различных аспектов творчества — архитектурно-композиционного и конструктивно-технологического—в рамках единого процесса формообразования объясняется тем, что в целом закономерная граница относительно самостоятельных профессиональных интересов архитектора и инженера оказалась явно не на месте, разрушив целостность художественной проблематики формообразования. Она становится непреодолимым барьером между ними, в то время как по существу — это наиболее закономерная «рабочая зона» объединения творческих интересов и потенций, специальных знаний и образных моделей. Механизм совмещения профессиональных представлений об организации пространственных закономерностей активно срабатывает в основном именно на этом пограничном участке усилий архитектора и инженера. Он является необходимым условием зарождения принципиально новых гипотез, творческих идей и концепций, нестандартных, неформально традиционных решений, поскольку их содержание формируется как сплав художественных и технологических проблем творчества, реализуемый в рамках архитектурной профессии как способ мышления и деятельности.