«Конструкции и форма»

Совместная работа архитектора

В самом общем виде его можно определить как тектонический подход к формообразованию и трактовать как одну из наиболее глубоких (и по времени, и по емкости содержания) профессиональных интерпретаций системного подхода.

В первую очередь это приводит к пересмотру границы и сфер влияния между архитектурным и инженерным аспектами формообразования. Выявление ее истинного расположения — специфическая проблема тектонического подхода, содержание которой — определение художественных возможностей технологических методов формообразования. Совместная работа архитектора и инженера над созданием технологических приемов позволяет вводить в формообразующий «механизм организации» не только технические требования, но и художественные условия, благодаря чему архитектор получает «доступ» к материалу. Опыт крупных мастеров архитектуры показывает, что только содержательная взаимосвязь пространственно-временных отношений, освоенных при помощи конкретных приемов работы в материале, — рабочий метод полноценного прохождения всех стадий формообразования. В частности, достаточно емкое «прочтение» формообразующих возможностей железобетона привело к целому ряду оригинальных новаторских творческих решений, в том числе индустриальный каркас, ставший основой проекта «Зеленого города» Н. Ладовского, «каталог» изделий для пространственной жилой ячейки М. Гинзбурга, «открытый стык» между панелями на фасаде, впервые предложенный в свое время И. Жолтовским, и т. д. До сих пор не утратили своего значения решения пространственных систем в дереве, разработанные Г. Карлсеном и его коллегами, работа А. Бурова над СВАМом и др.

Выявление художественных возможностей технологических методов индустриального домостроения и на этой основе совершенствование, доведение их содержания до уровня архитектурного формообразования требуют создания определенной методики и специальной техники исследования.