«Набережные города»

Исторический Ленинский план ГОЭЛРО

Городские набережные существуют с момента возникновения крупных городских поселений на берегах рек. На Руси гидротехнические сооружения известны с конца X в. Это были плотины и берегоукрепления хозяйственного и оборонного назначения. К XVI в. относится постройка в Москве в районе современного Зарядья первой набережной с подпорной стенкой из известнякового камня. В XVIII в. при строительстве Петербурга появились знаменитые набережные Невы. Их подпорные стенки были облицованы гранитным камнем. Причалы представляли собой сооружения, объемно-планировочные решения которых теснейшим образом были связаны с окружающей застройкой.

В связи с перестройкой провинциальных городов в XVIII в., предпринятой Комиссией строений И.И. Бецкого, развернулось значительное по тем временам строительство набережных в таких городах, как Тверь, Нижний Новгород, Царицын, Кострома, Торжок, Казань, Саратов, Ярославль. В строительстве набережных принимали участие выдающиеся архитекторы того времени Н.А. Львов, И.Е. Старов, М.Л. Коринфский.

Подлинного размаха строительство набережных достигло в советское время. Этому способствовал и исторический Ленинский план ГОЭЛРО, вызвавший изменения Гидрологии рек и потребовавший проведения берегоукрепительных работ в городах, расположенных в зонах влияния подпора плотин гидроэлектростанций.

В 30-е годы было предпринято набережных в Москве в связи с осуществлением генерального плана реконструкции Москвы 1935 г., в Ленинграде, Киеве, Горьком. В проектных работах принимали участие крупнейшие архитекторы страны Г.Л. Хольц, Б.М. Иофан, В.Г. Гельфрейх, А.И. Мешков и др.