«Набережные города»

Функциональное зонирование набережной по ширине

В архитектурно-планировочном задании на проектирование набережной, выдаваемом отделом главного архитектора города совместно с горисполкомом, должны быть указаны функциональное зонирование и архитектурно-планировочные требования к каждой зоне. Кроме того, должны быть определены границы функциональных зон вдоль набережной, ширина отводимой под набережную береговой полосы, красные линии застройки и ее характер, а также размещаемые на береговой полосе сооружения по генеральному плану и на перспективу, современное состояние береговой полосы с подлежащими сносу строениями и перекладываемыми коммуникациями.

Зонирование по длине набережной должно обеспечить возможность сквозного проезда и прохода по ней. Вдоль набережной могут размещаться не подлежащие выводу или переносу сооружения. В этом случае в задании указываются мероприятия, позволяющие обойти в проекте эти препятствия. Должны быть приняты все меры к тому, чтобы был обеспечен если не проезд, то свободный проход вдоль всего проектируемого участка.

Функциональное зонирование набережной по ширине определяет ее профиль. В настоящее время в ряде случаев для выделения таких зон в поперечном направлении применяют высотное дифференцирование профиля набережной. В виде булленгринов или террас выполняется местное понижение участка набережной для той или иной зоны. Так сделано в ряде мест на набережной правого берега Днепра в Днепропетровске.

Этот же прием использован при функциональном зонировании набережной микрорайона «Красный путь» в Омске. Здесь зона микрорайонного сада, расположенная у воды, отделяется от транспортных подъездов к жилой застройке микрорайона подпорной стенкой высотой 1 м. Это исключает заезд автотранспорта на территорию сада со стороны застройки. Такой заезд возможен только по специальным съездам на концах участка. Предусмотрено это для механизированной уборки, ухода за территорией и по противопожарным соображениям.