«Набережные города»

Металлические конструкции

Тонкая подпорная стенка, испытывающая большие нагрузки со стороны грунта, может иметь конструктивные решения, разгружающие ее. К таким конструкциям относятся каменная призма, разгружающие платформа или плита, элементы, армирующие засыпку, экранирующие сваи. Возможно и сочетание этих приемов. Применяются металлические, деревянные и смешанные тонкие подпорные стенки.

Металлические конструкции выполняют из стального шпунта, анкеруемого стальными тягами за анкерные стенки из отрезков того же шпунта. Лицевая поверхность таких подпорных стенок состоит из шпунтовых свай.

Наиболее употребительны в настоящее время железобетонные шпунты, которые по конфигурации поперечного сечения делятся на плоские и тавровые. Тавровый шпунт экономичнее плоского, но область его применения ограничена несвязными грунтами. Плоский железобетонный шпунт имеет обычно ширину 0,45-1 м и несколько типов конструкций сопряжения (в четверть, гребень — паз и т.д.) От выбора конструкции сопряжения плоского шпунта зависит качество фасада набережной и, следовательно, необходимость применения облицовки. Простейшее сопряжение — в четверть. Сопрягающиеся четверти имеют обычно высоту, равную половине толщины сваи, и иногда выполняются с небольшим скосом в вертикальной плоскости.

Широко распространены плоские шпунты с замковым соединением типа гребень-паз трапецеидальной или закругленной формы.

Иногда гребень замка делают стальным в виде вогнутой полосы толщиной 10-12 мм, приваренной к пластинам, в бетоне. Гребень может быть и деревянным. Разбухая, он обеспечивает высокую плотность и водонепроницаемость стыка. Возможны и другие конструкции.