«Гуманизм искусства»

Марксистско-ленинская эстетика

Марксистско-ленинская эстетика определяет художественное творчество прежде всего как своеобразное отображение человеческой жизни, как специфическую форму постижения объективной действительности. Талантливые произведения искусства живут в веках как повествования о личности и истории, как драгоценные приобретения цивилизации, не утрачивающие своего культурного значения с течением времени. Вместе с тем жизненно правдивые художественные образы - это всегда разговор автора со своими современниками, приглашение к совместным размышлениям о человеке, человечестве и человечности. Прямо или опосредованно здесь налицо стремление понять тончайшие нюансы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности, жажда осмыслить мир, место и назначение человека в нем.

Искусство постигает сложнейшие уровни социального бытия. В центр своего чувственно-конкретного внимания оно ставит целостное творческое воссоздание действительности и в первую очередь разнообразнейших проявлений человеческой жизни. Труд, взаимоотношения между людьми, поведение, поступки и настроения личности, ее мораль и психология, философские, политические и другие мотивы активности - всегда интереснейший и важнейший аспект эстетического отношения художника к окружающему миру.

И в предыдущие эпохи чуткое к историческим переменам, к тончайшим поворотам индивидуальных жизненных судеб художественное творчество отличалось страстными раздумьями о личности и обществе, о человеке и человечности. Еще прогрессивные мыслители Древней Греции, художники-титаны эпохи Возрождения стремились возвеличить творческое начало в человеке, подчеркивали его способность здесь, на. земле, проявлять свои таланты. В XVIII-XIX вв. пафосом освобождения личности от духовного и материального порабощения все шире и глубже наполняется реалистическое искусство. У мыслителей домарксового периода этот пафос нередко звучал уже как лейтмотив их мучительных раздумий о «неразумной действительности», как тревожные переживания за судьбу трудового люда.