«Гуманизм искусства»

Художественное открытие нового героя

С художественного открытия нового героя - с эстетического осмысления личности, чувствующей, мыслящей и действующей революционно, по-пролетарски, - берет свое начало художественная культура социалистического реализма. Новое искусство отмечает прежде всего умение видеть в трудящемся человеке сознательного творца истории, понимание исторического значения свободного от классовых антагонизмов, коллективного созидания цивилизации. «Если убийца, грабитель занес руку над жертвой, не тот гуманист, кто только жалеет бедную жертву и сокрушается по поводу того, что убийство существует на земле. Гуманист - тот, кто борется, кто помогает отвести руку убийцы, обезвредить его злую волю». Эти слова М. А. Шолохова, выдающегося советского писателя XX столетия, - не просто удачное выражение индивидуального понимания важнейших целей художественного творчества, но вместе с тем и обобщение, интегральное выражение эстетической позиции мастеров культуры, той мировоззренческой платформы, благодаря которой искусство социалистического реализма стало самой человечной художественной системой современности.

Стремясь к красоте и правде, социалистическое искусство осуществляет углубленный анализ путей взаимодействия человека с окружающим миром, выступает средством эстетического осмысления действительности, понимания человека как высшей жизненной ценности, созидателя истории, творца социального прогресса. И чем глубже проникает искусство в безгранично широкий человеческий мир, тем эффективнее выполняет оно свое эстетическое назначение. Наоборот, игнорируя гуманистические идеалы, художественное творчество тем самым радикально сужает и свои собственные возможности, а то и вовсе утрачивает их, о чем в наше время красноречиво свидетельствуют модернизм и буржуазная «массовая культура».