«Гуманизм искусства»

Искусство в центре идеологического противоборства

Искусство всегда было в центре идеологического противоборства. В наши дни буржуазная идеология и политика в сфере эстетических ценностей непременно сочетаются с классово искаженным истолкованием последствий научно-технической революции, с идеологизацией и политизацией художественной культуры под видом ее развлекательности и мнимой аполитичности, с подменой социально-философского, нравственного и идейно-зстетического содержания художественного творчества иллюзорными, а фактически строго программируемыми «проблемами», «идеями», «сюжетами». И «высокая», элитарная, и низкая, «массовая», буржуазная культура направлены на мировоззренческое пленение масс, на воспитание индивидов, отчужденных от прогрессивных социально-экономических или идейно-культурных достижений нашего времени. Нынешнее модернистское и «масскультное» искусство все чаще становится похожим па продукцию тех разуверившихся деятелей культуры, о ком Максим Горький еще в начале XX столетия говорил, что они после поражения первой российской революции «легко сбросили с себя ризы демократизма» и принялись утешать «лавочников» разговорами о «бессмысленности естественнонаучных понятий», о «сродненности души с мистикой».

Говоря о типичных чертах современной буржуазной идеологии и политики в области художественного творчества, необходимо также подчеркнуть активную проповедь абсурдности и тотальной трагичности бытия, бесперспективности осмысленной человеческой деятельности вообще. Бесконечное воспевание модернизмом отчаяния и страха, физического и духовного разрушения личности, обреченности искусства на вечное «сизифово» ковыряние в «ничто» и «хаосе», почти полный отказ от позитивного героя, художественной правды, гуманистических идеалов - вот что такое эстетическая практика, противопоставляемая буржуазией социалистическому реализму.
Лестница кованая лестница кованая.