«Гуманизм искусства»

Печальные уроки разрушителей Трои и Карфагена

Печальные уроки разрушителей Трои и Карфагена, аттил и Чингисханов, охмелевших наполеоновских захватчиков и обезумевших гитлеровских головорезов ничему разумному их не научили.

С самого начала революционной деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса проблема человека и гуманизма заняла в их творчестве принципиально важное место как проблема научного выяснения причин социальных антагонизмов, как вопрос о путях создания образа жизни и общества, свободных от классовой эксплуатации, на деле обеспечивающих условия для экономического и духовного раскрепощения личности, для окончательного упразднения «обесценения человеческого мира», для утверждения и осуществления человеческой индивидуальности, «возвращения человека самому себе», т. е. для революционного построения общества, которое представляет собой «действительное становление, действительно для человека возникшее осуществление его сущности, осуществление его сущности как чего-то действительного». Иначе говоря, коренные аспекты гуманизма были заявлены классиками марксизма и подвергнуты глубокому теоретическому анализу уже па раннем этане их научного творчества. Это была поистине титаническая, действительно гуманистическая теоретическая и практическая работа.

Глубокая научность н гуманизм революционного учения К. Маркса и Ф. Энгельса состоят и в том, что в коммунизме как перспективе и цели общественного прогресса они впервые увидели «отвоевание человека для человека», что на место филантропического любомудрия своих предшественников, на место абстрактно-иллюзорных размышлений о человеческой жизни и логического анализа не самой жизни, а лишь извращенных классовым сознанием понятий о пей они поставили реальную человеческую историю, реального человека со всем многообразным миром его действительных отношений, потребностей, интересов, прежде всего определяющих содержание человеческого мира, индивидуальной жизни личности.