«Гуманизм искусства»

Разгадка проблемы человека

Разгадка проблемы человека лежала не только в гносеологическом, а, скорее всего, в социологическом се анализе, в исследовании социального момента, в первую очередь определяющего сущность человека и процесс ее объективирования. Надо было заменить культ абстрактного человека наукой о человеческой истории, о действительном становлении и деятельности людей в обществе.

Об этом неизбежно приходится напоминать, если принимать во внимание, что даже в авторитетнейших и наиболее завершенных домарксовских философских системах - у Гегеля и Фейербаха, например, - сущность человека отрывалась от конкретных социальных условий его существования, приносилась в жертву абстрактной «идее человека», безличной субстанции, «мировому духу» или сводилась к естественной природе», фактически к биологическим основаниям индивидуального бытия. Даже Кант, утвердивший двойственную природу человека и мира, поднявший на необычайную высоту значение рассудочной и нравственной волевой деятельности личности, не смог связать воедино антиномию единичного п всеобщего, индивидуального и общественного, понять до конца истинную диалектику объективного и субъективного, чувственного и рационального, свободы и необходимости. Идеалистическая методология во всех случаях обнаруживала свою гносеологическую и социальную ограниченность, а потому непременно уводила от научного выяснения существа проблемы человека.

В процессе дальнейшей разработки своей теории К. Маркс и Ф. Энгельс вычленили материальные основы человеческого бытия, открыли первопричины тех социальных явлений, которые спекулятивным сознанием буржуазных мыслителей объявлялись самодовлеющими, недетерминированными величинами, играющими якобы определяющую роль в мире материальных отношений людей, в сфере их действительных дел, интересов, потребностей и стремлений. Создание научной концепции человека, критику существующих общественных порядков они перенесли с заоблачных высот религиозной мистики и философского идеализма на вполне земную основу - в сферу производственной деятельности людей, реального базиса человеческих отношений. Для методологии теоретического выяснения сущности человека это имело принципиальное значение.