«Гуманизм искусства»

Учение о мире вне человека

Учение о мире вне человека столь же урезанно и обедненно, как и учение о человеке вне мира.

Охват лишь материально-природной деятельности вне ее культурно-исторического контекста, учет лишь антропологического аспекта человеческого бытия вне его общественного смысла лишают исследователя возможности понимания мира и человека как диалектического единства, своего рода нерасторжимой социальной предметности, посредством которой совершается общественное и индивидуальное самоутверждение человека.

Мировоззренческое, методологическое значение приобретает тот факт, что в процессе практической деятельности человек превращает внешнюю предметность в форму развития и утверждения самого себя как субъекта исторических изменений, как личности, способной господствовать над внешними обстоятельствами, подчинять их собственной воле, изменять в соответствии с собственными потребностями, интересами и целями. Схватить, осмыслить, теоретически развернуть эту диалектику взаимоотношений человека и мира, эту особенность человеческой сущности оказались неспособными ни домарксистская теоретическая мысль, ни современная буржуазная философия во всех ее модификациях и ответвлениях.

Таким образом, основополагающим методологическим принципом диалектико-материалистического решения проблемы человека стал принцип нерасторжимого единства человека и истории, личности и общественных отношений, диалектической слитности индивидуальной и социальной жизнедеятельности людей, органического влияния последней на первую и наоборот.

Вместе с тем общественные отношения становятся «самостью» человека, приобретают личностный, индивидуальный смысл лишь в связи с развитием производства, конкретными историческими формами человеческой деятельности и характером потребления, присвоения разнообразных продуктов этой деятельности. Лишь диалектическому и историческому материализму впервые удалось осмыслить диалектику индивидуального и общественного, личностного и коллективного, социально-исторического, сохранив при этом индивидуальное как чрезвычайно ценное в общей массе исторических завоеваний и наполнив его действительным - общественным- смыслом. Более того, благодаря этому была схвачена и развернута диалектика объективного и субъективного, до высот которой тоже не поднялась идеалистическая философская теория.