«Гуманизм искусства»

Предмет человеческого труда

Следовательно, и предмет человеческого труда, в значительной мере и внешнеположенный объективный мир, и «мир человека», и сам человек как личность - в одно и то же время результат и исходный пункт исторического движения, основа всех человеческих изменений. Из практического бытия, из «эмпирического человека», из движения производственной деятельности, из экономического базиса вывели К. Маркс и Ф. Энгельс человеческую сущность - как сущность общественного человека - и все те трагические ее модификации, которые приобретает она в классово-антагонистическом обществе. В методологическом плане, как свидетельствует история философской мысли, каких-либо других оснований для выявления человеческой сущности найти невозможно, а всякие иные попытки ее обнаружения непременно завершаются теоретическими фиаско или тупиками и драматической рассогласованностью с научной истиной.

Будучи основой становления самого человека, создаваемого им общественного богатства, человеческая деятельность в широком смысле, но Марксу, может существовать только в форме коллективной деятельности, в виде общения индивида с другими людьми. Именно здесь формируется и шлифуется, обретает смысл также богатство чувственности как составного компонента человеческой сущности, эмоциональное своеобразие и уникальность индивида. Общественной, коллективной деятельностью, неопровержимо доказал К. Маркс, обусловлены и возникновение языка, и развитие мышления, и развертывание богатства связей с миром, и все другие человеческие достояния, вплоть до высочайшей степени развития индивидуальности, творческих способностей и талантов, до всего неисчерпаемого разнообразия субъективности в ее тончайших интеллектуальных и эмоциональных отблесках. И закономерно, что всякое проявление человеческой жизни - «даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверждением общественной жизни».