«Гуманизм искусства»

Искусство социалистического реализма

Только богатством коллективных, общественных Связей должны определяться сущность, существование и действительное богатство человека - развитые благородные потребности, внутренние побуждения, необходимость в деятельности для людей, общества, культуры, прогресса. Персонификация же богатства в деньгах, иных материальных воплощениях частной собственности и классового неравенства - свидетельство закабаления человека не относящимися к его действительной сущности силами, порожденное социальными антагонизмами выражение господства вещей над людьми, грубой силы над красотой, власти над свободой, т е. уродливая форма возникающих на определенном историческом этапе общественных отношений, неизбежно накладывающих отпечаток и на межличностные отношения, на весь внутренний мир человека.

Коммунизм потому и был охарактеризован Марксом и Энгельсом как «необходимая форма и энергетический принцип ближайшего будущего», что в этом обществе человек впервые должен утверждаться как Человек - поистине богатая, всесторонне развитая индивидуальность, как личность, социальное бытие которой мыслится прежде всего как духовно насыщенная субъективная творческая деятельность во имя коллективных целей и потребностей.

Искусство социалистического реализма своим пониманием гуманизма коренным образом отличается не только от буржуазной художественной культуры, но и от реализма предыдущих эпох. Оно навсегда преодолело абстрактность и Социальную расплывчатость гуманистического идеала искусства критического реализма. И причина заключается, конечно, не в степени одаренности художников. Суть состоит в том, что творцы социалистической культуры в своей деятельности опираются на иную социальную практику, исходят из иных - диалектико-материалистических, марксистско-ленинских - мировоззренческих принципов.