«Гуманизм искусства»

Положения марксистско-ленинской философии

Чувствуя и улавливая исключительное значение цельной, живущей в гармонии с собой и людьми личности, оставив потомкам неповторимые художественные картины писательской мечты о таком человеке, Чехов, как и другие художники критического реализма, не смог найти его в жизни, не сумел отыскать его в повседневной действительности. Осуществить такую задачу суждено было талантам иной мировоззренческой ориентации - деятелям и творцам социалистической культуры. Для этого требовался другой взгляд на жизнь, другое понимание назначения и возможностей человека, иные идеалы и гуманистические позиции, впервые в истории общественной мысли и открытые и сформулированные вождями мирового пролетариата К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Изложенные выше положения марксистско-ленинской философии еще раз подтверждают, во-первых, что общественные связи личности и коллективистский характер ее жизнедеятельности являются органическими для понимания природы человека и выступают объективной основой человеческой сущности. Именно такую сторону гуманизма стремятся поставить под сомнение современный философский идеализм и идейно сродненный с ним модернизм как буржуазный тип художественной практики. Во-вторых, революционный переворот марксизма во взглядах на человека свидетельствует о превосходстве и величии диалектико-материалистического понимания мира и человека, о реальном характере гуманизма, утверждаемого нашей философией и культурой.

Искусство, вдохновляемое научной идеологией, диалектико-материалистическим миропониманием, благодаря своей постоянной внутренней сориентированности на человека-коллективиста, на социально-классовую детерминированность его жизнедеятельности, открывает действительные перспективы бытия личности, навсегда избавляется от фальши и иллюзий модернистских ответов на вопросы, выдвигаемые каждой исторической эпохой перед человечеством и человеком. И прежде всего на этих мировоззренческих высотах наша культура одерживает художественно-эстетические победы. Именно этим она радикально противостоит заупокойной литургии буржуазного искусства по человеку, по беспросветному настоящему и безнадежному будущему существованию индивида.