«Гуманизм искусства»

Алеша Скворцов из фильма «Баллада о солдате»

Вспомним Алешу Скворцова из фильма «Баллада о солдате». Сколько внутренней красоты, нравственного благородства, исключительной сердечпости проявил за время кратковременного отпуска юный советский воин, сколько больших и малых забот о других людях - а таких поручений ему никто не давал - оказалось у него. Кажется, нет в складывающихся, порой случайных жизненных обстоятельствах ничего такого, мимо чего может пройти герой фильма. Вспомним липатовского Женьку Столетова из романа «И это все о нем». Вспомним героев В. Шукшина и В. Быкова, В. Кожевникова и Б. Васильева, И. Думбадзе и Ч. Айтматова...

Каждый из примеров, а их число, разумеется, можно увеличить, убедительно свидетельствует, на чем базируется искусство социалистического реализма в осмыслении человека, каковы его идейные источники и идеологические позиции, что противопоставляет оно модернистскому оскоплению личности. Говоря о завоеваниях, например, советских кинематографистов, член Политбюро ЦК КПСС Г. А. Алиев в выступлении на Всесоюзном совещании работников кино (май 1984 г.) подчеркнул, что «...они создали десятки фильмов, которые умножали энергию строителей первых пятилеток и помогли партии воспитать миллионы беззаветных патриотов, победивших фашистских агрессоров. Опаленный огнем войны, советский кинематограф шел на врага вместе с солдатом, укреплял мужество воинов, их стойкость, героический порыв, волю к победе. В послевоенные десятилетия советское кино предстало как активный участник преодоления тяжелейших последствий войны, ускорения всестороннего прогресса страны, решения грандиозных задач строительства развитого социализма... Советское кино всегда было и остается страстным поборником идеалов гуманизма, мира, свободы и социального прогресса».