«Гуманизм искусства»

Творцы диалектического и исторического материализма

Творцы диалектического и исторического материализма возглавили славную когорту революционных борцов за действительное обновление жизни и человека именно потому, что идеал коммунистического преобразования мира они обосновали путем детального научного анализа общественных пороков, рождаемых господством частной собственности, что в классовом разделении и подчинении людей увидели фактические причины антигуманности буржуазного общества. А вместе с тем они выявили реальную социальную силу свержения капитализма, указали путь, осмыслили средства достижения человеческого счастья и социальной справедливости.

Эксплуатируя человеческий разум, индивидуальные таланты, капитализм осуществляет открытия в области науки, техники, искусства. В то же время он неминуемо порождает духовную обедненность массы людей, утверждает варварство в труде и жизни. Он лишает труд естественной его особенности - творческого самовыявления личности, сковывает интеллектуальную энергию миллионов, ограничивает человеческую самодеятельность и вследствие этого становится преградой на пути всестороннего развития человека. Иначе говоря, власть капитала выступает завершенной формой господства над человеком враждебных ему социальных сил, эгоистических классовых интересов буржуазии.

Вследствие господства частной собственности в капиталистическом обществе жизнь трудящегося человека нередко оказывается «дорогой в никуда». Именно так - «Дорога в никуда» - назвал одно из своих произведений французский писатель XX столетия Ф. Мориак. «Жизнь большинства людей, - утверждает автор, - мертвая дорога и никуда не ведет. Но иные с детства знают, что идут они к неведомому морю. И они ощущают порывы ветра, удивляясь его горечи, и вкус соли на своих губах, но еще не видят цели, пока не преодолеют последние дюны, и тогда перед ними разверзнется безграничная, бушующая ширь и ударит им в лицо песок и пена морская...».