«Гуманизм искусства»

Носители действенного гуманизма

Главное, и прежде всего этим привлекает внимание роман О. Говчара, - люди. Каждый из героев - уникальность, дарование, личность. Бывший солдат Красной Армии латыш Ни Янович, приехавший после гражданской войны с Кириковым отцом в Терновщину и оставшийся там навсегда, и для детой, и для взрослых лепит из глины хитроумные затейливые игрушки. Дядя Роман, вспахивая поле, гнездо жаворонка подберет, чтобы даже птичку не обидеть. Глаза Надьки, дочери Романа, светятся ласковой глубиной, вся она словно создана для бессмертных полотен, для кисти великого живописца. Честность, порядочность, преданность Родине внутренне присущи школьному учителю Николаю Васильевичу. Люди... В каждом из них, показывает писатель, непременно обнаруживается что-то настоящее, истинное, фундаментальное, непреходящее, а дети это улавливают сразу.

От добрых, мудрых и мужественных людей из небольшого села на Полтавщине, и создали МТС, Кирик Заболотный еще в детстве вобрал красоту и достоинство, трудолюбие и чувство товарищества, высокую ответственность перед собой и народом. Отсюда и его «взрослый» талант - умение сдружить окружающих, быть нужным кому-то. Очевидно, отсюда и душевная щедрость его жены Сонисан, которая отпускные приезды в родную страну использовала для поисков открытой в СССР противо-полиомиелитовой сыворотки, чтобы лечить, казалось, безнадежно больных японских детей.

Так, убеждает читателя О. Гончар, советские люди в государственных и личных, повседневных делах становятся носителями действенного гуманизма, подлинного человеколюбия. Возвышением и поэтизацией этих человеческих качеств прежде всего выполняет свою гуманистическую миссию искусство социалистического реализма.