«Гуманизм искусства»

Модернистские суждения о человеке и его судьбе

Диаметрально противоположно звучат модернистские суждения о человеке и его судьбе. Буржуазные попытки художественно интерпретировать человеческое бытие чаще всего завершаются абсолютной неуверенностью в дне завтрашнем, неспособностью что-либо упорядочить в дне сегодняшнем, полнейшим отказом от возможности выяснить социальный контекст тревог и несчастий, выпадающих на долю личности в современном капиталистическом мире. Как и предыдущие произведения, одну из последних своих пьес - «Человек с чемоданами» - французский драматург Эжен Ионеско назвал «сюитой абсурдных ситуаций». Долго и скрупулезно разворачиваются в пьесе обильные воспоминания протагониста о прожитой им жизни. Драматург недвусмысленно сравнивает их с грудами пустых чемоданов -- свал-» кой разорванных во времени, никому не нужных впечатлений, где не обнаружить ни смысла, ни разумных связен, ни человеческого тепла, ни доброты. Уловить хотя бы приблизительный намек на жизнь с ее реальными проблемами не удается даже при тщательнейшем анализе художественного материала, названного автором «новым коллективным подсознанием». «Багаж» прожитого и, шире, «багаж» человеческой жизни вообще оказывается, по идее Ионеско, полностью опустошенным. Фактически основную идею пьесы драматург-модернист передает в своем дневнике следующими словами: «Коллектнвизмы угрожают социализировать индивидуум во всей его полноте, превратить человека целиком и полностью в общественное животное, метафизические основы которого будут нейтрализованы, разрушены... Вполне очевидно, что мы уже социализированы на 80 процентов... Еще не социализированное, сохраняемое нами, делает нас людьми, является нашей душой». Автор этих строк снова и снова предлагает не слишком скорбить по поводу разорванности и раздробленности человеческого бытия, успокаивая совесть тем, что каждый миг жизни по-своему уникален.

С таких же или аналогичных исходных позиций начиналось творчество Ионеско, как и других создателей «театра абсурда».