«Гуманизм искусства»

Положение человека в мире

Кьеркегор, Штирнер, Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Бергсон, Зиммель, Вебер и многие другие буржуазные мыслители середины и второй половины прошлого - начала нынешнего веков, а затем прагматизм, философская антропология, психоанализ, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, структурализм и другие направления уже в нашем столетии осуществили эту переориентацию философских размышлений решительно и бесповоротно. Положение человека в мире, вопросы его сущности и существования, его места в системе социальных связей - эти проблемы в XX столетии оказались в эпицентре идеалистических интерпретаций человека, все явственнее стали определять лицо буржуазного миропонимания.

Прочно укоренившийся под влиянием социально-политических изменений на планете, а теперь в значительной степени и под воздействием научно-технической революции интерес западной теоретической мысли к антропологической проблематике стал ныне визитной карточкой буржуазного философствования, существенным показателем его соответствия запросам времени. Устойчивая сфокусированность на проблеме человека, непременный итоговый выход на размышления по поводу человеческой активности, деятельности, свободы, бытия, моральных и других установок повседневного поведения личности красной нитью проходят почти через все философские школы и направления нынешнего буржуазного Запада. И это не капризная мода, не сиюминутная увлеченность. Активно появляющиеся и ритмично сменяющие друг друга концепции «экономического», «производящего» индивида, «невротической», «отчужденной», «одномерной» личности, «массового», «играющего», «потребляющего», «механизированного», «роботовидного», «манипулируемого» человека красноречиво свидетельствуют о стойкости буржуазного внимания к человеку, о доминантной содержательной направленности буржуазной идеологии.