«Гуманизм искусства»

Буржуазный отказ в гуманистическом содержании

На таких, ни в коей мере не согласующихся с действительным содержанием марксизма-ленинизма логических посылках базируется буржуазный отказ в гуманистическом содержании и антропологической заостренности диалектико-материалистической философии, в ее способности осмыслить и понять личность, в общественном вычленить и оценить индивидуальное, в объективном понять и осмыслить роль субъективного, не исказив при этом реального значения ни того, ни другого. Иначе говоря, такой отказ во всех случаях преследует цель умалить исторические заслуги, намеренно сузить действительное содержание, исказить принципиальную гуманистическую нацеленность нашей научной теории и базирующейся на ней социалистической организации человеческой жизни. Очень часто с помощью таких обвинений и искажений прикрывается стремление растворить идейное содержание марксизма-ленинизма, приглушить его классово-политическую остроту, поставить революционную теорию на один пьедестал с буржуазными спекулятивными концепциями и тем самым уравнять их в заслугах перед историей.

Будучи, помимо своего желания, свидетелями колоссального аккумулирующего влияния марксистско-ленинской эстетики на художественный процесс, наблюдая революционизирующий массовый резонанс коммунистического мировоззрения и созданного на его фундаменте искусства, современные буржуазные идеологи пекутся о модернизации приемов борьбы против духовных ценностей нашего общества, прибегают к универсализации средств очернения культуры социализма, фальсификации ее практики и теоретических основ. Красноречивой иллюстрацией этой тенденции стала книга Герберта Маркузе «Эстетические измерения», изданная несколько лет назад в США. Влиятельным буржуазным идеологом сделали недавно скончавшегося Маркузе его систематические выпады против наследия творцов диалектического и исторического материализма, реформистские суждения по поводу «одномерной», «репрессирующей» цивилизации.