«Гуманизм искусства»

Буржуазные идеологи

Обезличивая и анонимизируя человека, многие буржуазные эстетики и художники считают его «иллюзией», «лингвистическим забобоном прошлых столетий, находящихся на пути исчезновения в нашем технологическом обществе». «Человек, - заявляет известный французский структуралист Мишель Фуко, - не является ни самой древней, ни самой постоянной из проблем, возникших перед человеческим познанием... Человек, как без труда показывает археология нашей мысли, - это изобретение недавнее. И конец его, может быть, недалек... Можно поручиться - человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке».

Буржуазные идеологи упрямо стремятся отыскать противоречивость между исторической необходимостью и ценностью личности. Обвиняют марксистско-ленинскую эстетику в отрицании свободы и гуманизма, ставят ей в вину непринятие ею эгоизма и индивидуализма. Ее борьбу за коллективизм и расцвет личности считают «подавлением самости», а критику абстрактного гуманизма провозглашают «отказом от гуманизма» вообще. Словно огня, страшится современная буржуазия возрастающей гражданской активности трудящихся, становления революционного миропонимания в народных массах. Капитализм теперь не только закрывает глаза на постоянно углубляющееся экономическое, политическое и духовное пленение людей труда, но и мировоззренчески жаждет оправдать обесценение человека в буржуазном обществе, представить личность измельченной и одинокой, беспомощной перед историческим движением времени, деморализованной собственной «малостью», обреченной быть «человеком-ничто». При этом явно или подспудно преследуется цель - сформировать разрозненную толпу индивидов, начисто лишенных научных знаний об обществе и коллективистских эмоций, утративших объективное представление о добре и зле, достоинстве и справедливости.