«Гуманизм искусства»

Ленинская идея о противоречивости духовной культуры

Ленинская идея о противоречивости духовной культуры классово-антагонистических обществ, о наличии в ней не только течений искусства господствующих классов, но и элементов демократически сориентированной культуры обязывает нас при анализе современных реалий культурной жизни капиталистического Запада видеть в ней сложный, неоднопорядковый процесс. Наряду с художниками, ослепленными буржуазным образом жизни и его духовными ценностями, не скрывающими свою апологетическую приверженность только этому образу жизни и только этим идеалам, в западном мире работает немало деятелей культуры, придерживающихся не столь явных идейных ориентации. Многие из них - субъективно честные люди, в целом разделяющие тревогу по поводу печальной судьбы человека в частнособственническом мире, в своих индивидуальных намерениях разделяющие общегуманистические идеалы, ищущие ответов па тревожные вопросы современности, хотя бы для себя лично пытающиеся уяснить психологические механизмы нивелировки и стандартизации личности буржуазным обществом.

Нередко таким художникам удается со значительной художественной силой констатировать явление дегуманизации человека, утрату им собственной цельности и самобытности. И такую творческую позицию многие считают «не запятнанным политикой или идеологией» гуманизмом, порой даже противопоставляют ее гуманизму социалистическому. Поэтому целесообразно разобраться, что же представляет собой так называемый абстрактный гуманизм, каковы его роль и место в художественных поисках современности.

Как известно, от имени гуманизма в свое время выступали Мережковский и Гиппиус, Соллогуб и Бальмонт, разнузданно проповедуя при этом антидемократизм и анархическую расхристанность человека, его извечные греховность и эгоистичность. Из-под лепестков воспеваемых ими роз, как правило, выглядывало ядовитое жало меча, густо окрашенное ненавистью к трудящимся массам. Не многие из «шатавшихся» накануне Великого Октября хоть и не без сомнений, но увидели в социалистической революции спасение культуры и интеллигентности, т. е. стали на действительное, а не мнимый гуманизм.