«Гуманизм искусства»

Творческая интеллигенция Запада

В наше время среди творческой интеллигенции Запада шатающихся, сомневающихся, жаждущих уловить истину и красоту и не всегда справляющихся с этой непростой задачей тоже немало. И мы обязаны чутко, внимательно относиться к этим художникам, пытаясь, как это делал М. Горький по отношению к Р. Роллану, С. Цвейгу, М. А. Нексе, Р. Тагору и многим другим, помогать им постепенно устремлять свои взоры к «горизонту всех людей», направлять мысли и чувства в сторону действительной свободы человека и социального прогресса, не сдавая при этом собственных мировоззренческих позиций, никому не уступая побед, одержанных искусством социалистического реализма.

Нам нечего скрывать, что гуманизм не столько в словах, сколько в действиях, что за него приходится бороться, его необходимо защищать, отстаивать, утверждать. Мало лишь напоминать человеку об опасности, это только половина дела. Гуманист тот, кто свалившегося в пропасть вытаскивает оттуда, кто в сомневающегося вселяет уверенность, кто оступившемуся подставляет плечо друга и протягивает братскую руку помощи. В социальном контексте гуманист тот, кто, наблюдая или выясняя дегуманизирующее воздействие частнособственнического мира на личность, осмысливает пути выхода из рабства вещной действительности и видит их в окончательном, революционном упразднении любых форм классового насилия человека над человеком. Короче говоря, гуманист тот, кто предлагает социалистическую и коммунистическую перспективу борьбы за счастье людей труда.

Однако именно до высот осознания классовой, социально-политической детерминированности гуманизма как раз и не поднимается абстрактное человеколюбие. Разумеется, объясняется это многими объективными и субъективными причинами. Слишком цепки и хитры узы буржуазного идеологического пленения художника, слишком подкреплены они политически, финансово, посредством многочисленных иных социальных институтов власти над человеком, разорвать их удается далеко не каждому. Сказывается здесь и мировоззренческая расплывчатость многих западных деятелей культуры, незнание или непонимание действительного содержания коммунистических идеалов, социалистических средств упразднения отчуждения и дегуманизации. Поэтому многие из них останавливаются на полпути, останавливаются в тревоге и растерянности.